Андрей Сыч: об экономике и необходимости улучшать Союзное государство

Александр Лукашенко подписал 9 января Указ №8, который дает возможность гражданам 80 стран мира в течение пяти дней находиться на территории Беларуси без получения виз. Согласно Указу, прибывать в Республику потенциальные гости обязаны через Национальный аэропорт «Минск», при себе они должны иметь паспорт, страховку и не менее 46 рублей (23.41$) на день пребывания.+

Особо ретивые граждане, предпочтительно либерального, националистического и прочего маргинального толка неожиданно возрадовались: вот оно, наконец, окно в Европу, первый шаг в европейскую интеграцию для «совковой», «пророссийской» Беларуси.

Но лично я – хочу сказать об экономике. Итак, посчитаем. На данный момент, в большинстве стран, где работают белорусские консульства, визовый сбор составляет порядка 60 евро. Сухая статистика, например, 2014 года показывает, что в течение года было выдано более 381 тысячи виз для иностранных граждан. Из общего числа выданных разрешительных документов, свыше 63 тысяч были выданы бесплатно. Исходя из этого, можно подсчитать примерный доход государства от визовых сборов: 320 тысяч умножаем на ориентировочную среднюю стоимость визы в 50 евро – на выходе имеем примерно 16 миллионов евро. Даже учитывая все погрешности расчёта, сумма дохода, за вычетом трат на содержание аппарата консульских центров, незначительная.

Возвращаемся к указу. На сегодняшний день ставка сделана на увеличение туристического потока из стран, освобожденных от получения виз. Это неоспоримо вызовет ажиотаж на туристическом рынке Беларуси. Если учесть, что каждый посетивший страну иностранец оставит 300-400 евро в гостиницах, агроусадьбах, ресторанах и музеях, то отмена визового сбора окупит себя и внесет в бюджет страны существенный поток валюты.

Теперь об интеграционных процессах. Звучат мнения (опять же, от весьма специфической категории граждан), будто такого рода явления внесут коллапс в миграционную политику России и Белоруссии, у которых совместная открытая граница и абсолютная свобода перемещения.

Во-вторых, практика отмены виз для иностранных граждан действует и в России. На сегодня безвизовый въезд установлен для жителей 106 государств. При этом доселе ни у кого из ныне кричащего во все глотки истеблишмента данный факт возмущения и желания почесать языками не вызвала.

В-третьих, безусловно, существует риск, что не особо честные туристы будут пытаться путешествовать в Беларусь со стороны России, либо в обратном направлении, не имея на то прав. Однако они рискуют попасть на границе двух государств под выборочный контроль, что приведет к штрафу и депортации с запретом на долгие годы въезда в страну – для честных иностранцев это слишком рискованная мера.

Нужно отметить и неприятный факт: данная ситуация не вызывала бы никаких лишних вопросов, если бы было окончательно сформировано единое визовое и миграционное пространство Беларуси и России. Данный процесс является одним из важнейших в строительстве Союзного государства. Однако нерешительные действия на поприще строительства Единого государства дает повод противникам интеграции заявлять о несостоятельности союза. Стоит признать, что в подобной риторике есть доля правды. Не смотря на внушительную работу проведенную чиновниками обеих стран, основных заявленных положений  в договоре Союзного государства так и не удалось достигнуть. Об этом стоит задуматься – и Минску, и Москве. Остальное – от лукавого или от либералов.

Об авторе: Андрей Сыч

Андрей Сыч
Интересы: гражданская дипломатия, геополитика, роль исторических событий в современной политике.